Трансформация глобальной системы электронной информации.

Интернет

Любопытно, но концепция Интернета возникла раньше появления РС (персональный компьютер) – ее предложил Джозеф Ликлайдер в 1964 году, высказав идею о необходимости объединения военных компьютеров (в те времена больших таких машин размером с комнату) в сеть для увеличения эффективности их работы. Ликлайдер работал в ARPA, и его концепция легла в основу ARPANET, созданного в 1969 году. ARPANET, или папик Интернета, является военной разработкой, сеть которого к 1971 году насчитывала только 4 компьютера, расположенных в США и Европе, что, к слову, не помешало Рэю Томлисону в том же году изобрести протокол, передающий электронную почту между участниками ARPANET. В том же году Винтон Серф изобрел Transmission Control Protocol, или TCP, который позже эволюционировал в Internet Protocol, или IP. В 80-х TCP/IP протоколы использовались в основном учеными для обмена данными и показателями.

В 1981 году IBM выпустила первый в истории компактный персональный компьютер с клавиатурой и монитором. А в 1991 году, Тим Бернерс-ли, сын создателей одного из первых-ever-made компьютеров – устройства «Марк-I», будучи сотрудником ЦЕРНа, или Европейской лаборатории по ядерным исследованиям, изобрел World Wide Web («Всемирная паутина» в переводе), превратив «сеть обмена научными данными» в информационную сеть, к информации которой получал доступ любой, подключивший сетевой провод. Далее, к 1995, на базе WWW и последующих HTML протоколов напридумывали браузеры, и интернет «обрел форму».

Web 2.0 — WWW господина Бернерса-ли, или Web 1.0 подразумевал односторонний обмен информацией – был сайт, поднятый на некотором сервере, был браузер на РС некого чувака – сайт показывал информацию в браузере, чувак за экраном монитора информацию считывал, и на этом все. В 1999-м году г-н ДиНуччи, описывая появление сайтов, способных помимо выдачи информации, еще и принимать ее от пользователей, придумал фразу «Web 2.0». Дальнейшее развитие сайтостроения позволило создать еще и обмен информацией между пользователями сайтов, так появилось трехсторонняя коммуникация, или social media.

Электронные платежи — Как случилось с Интернетом и PC, электронные платежи развивались параллельно созданию инфраструктуры их существования. Система электронных платежей основывается на протоколах Обмена электронными данными, первые из которых появились вначале 1970-х годов, и были частью военных технологий. Протокол Обмена электронными данными по своей сути это система, пересылающая строго отформатированные сообщения и документы между серверами, соблюдая строгую последовательность этих сообщений. В 1990-2000-х, с развитием Web 2.0, появилась возможность развития электронной коммерции (интернет-банкинг, интернет-магазины и т.п.) на основе слияния военных разработок и нового «интерфейса», и, первопроходцем в алгоритме е-пеймента стал Stanford Federal Credit Union (1994), а популяризаторами – проекты микроплатежей Amazon (1994), PizzaHut (1994), Millicent (1995), ECash и CyberCoin (оба в 1996).

И, так, на момент появления г-на Сатоши существовал Интернет, Web 2.0, и электронные деньги. И все это существовало по принципу взаимодействия «клиент-сервер».

Эра блокчейна

Blockchain 1.0 – или биток – то, что разработал «Накамото». Главное достижение блокчейна 1.0 – это решение проблемы двойной траты средств без наличия в схеме посредников (например, банков). Настоящая P2P система платежей, паразитирующая на Интернете. Никаких серверов – был найден способ с значительной долей безопасности обмениваться электронными платежами напрямую между «кошельками». Рай для анонимуса.

Blockchain 2.0 – или эфир с смарт-контрактами. Главное достижение блокчейна 2.0 – это возможность использовать распределенный реестр блокчейна для решения различных прикладных задач, слово «распределенный реестр блокчейна» можно заменить на слово «мощности распределенного cloud-компьютера» — смысл не поменяется. На открытом исходном коде эфира появилось подавляющее большинство альткоинов. Так родилась «альта», паразитируя на эфире, который в свою очередь паразитирует на битке, который в свою очередь паразитирует на Интернете. А еще, эфир породил такую профессию как «блокчейн-разраб», «блочейн-программист», «блокчейн-добавь свое слово».

Болезнь блокчейна первого и второго поколения — это проблема масштабируемости. Дело в том, что как биток, так и эфир, в своей деятельности основываются на системе распределенного реестра, которая без ощутимых рисков взлома говорит нам что, кому и в каких объемах принадлежит. Данная система функционирует, когда определенные вычислительные мощности дублируют информацию блокчейна и создают новые блоки для внесения в нее новой информации (ну или обрабатывают смарт-контракты в случае с эфиром). Когда задачи, стоящие перед блокчейном, достаточно просты, то все работает хорошо, но стоит нам повысить количество и качество решаемых задач, то он начинает «тормозить». Это и есть «проблема масштабируемости». Сеть битка в среднем обрабатывает 7-8 транзакций в секунду, эфира – 14-16 транзакций. Это слабовато для глобального применения этих блокчейнов – скорость небольшая, транзакции дорогие (оплата нод и майнеров существует) = итог, применение всей системы для микротранзакций – недопустимо.

Blockchain 3.0 — это ответ разрабов проблеме масштабируемости. Кстати говоря, LN (Lightning Network) – это попытка Bitcoin’а перепрыгнуть из Blockchain 1.0 в Blockchain 3.0. И, несмотря на то, что различные блокчейн проекты «третьего поколения» решают проблему масштабируемости по-разному, главный лейтмотив – развить блокчейн-технологию таким образом, чтобы она была применима в реальной жизни, и упор делается на скорость ее работы без ущерба качеству и безопасности. Lightning Network, например, вытаскивает мелкие транзакции в т.н. Off-Chain. Off-chain – это когда небольшая группа кошельков обменивается мелкими транзакциями, и все их движухи не записываются в основной и неповоротливый блокчейн битка. Эти ребята создают свои LN-кошельки, замораживают депозит такого кошелька на основном блокчейне, и могут обмениваться битками достаточно быстро между другими такими же LN-кошельками, минуя запись в основной блокчейн битка при каждой транзакции – запись в основной блокчейн проходит периодически, фиксируя своего рода «общий результат всех транзакций в Off-chain». Вот такой вот блокчейн-в-блокчейне. IOTA, с другой стороны, идет путем отказа от линейного фиксирования новых блоков сети, то есть, если представить классический блокчейн в виде полоски блоков (ранние – раньше, поздние – позже), то блокчейн IOTA – это своего рода «ветка», где из одной последовательности блоков возникают «отростки», ведущие к такой сетке пересекающихся цепей блоков, с отдельными «майнерами» по каждым участкам, и все это есть единый блокчейн.

Суммируя, можно сказать, что Blockchain 3.0 — это есть экспериментаторское поле с итоговой целью определить, какие технологии будут более эффективны для решения тех или иных глобальных задач.

Blockchain 4.0+ — это маркетинг. Блокчейн все еще не пришел к итоговому решению масштабируемости, чтобы приступать к новым проблемам, и получать новую «циферку». Такие проекты, как Seele или TON, используют этот ход, чтобы выделить свою исключительность.

​​Выводы

В далеких 1960-х годах появилась на свет первая «сеть», объединившая несколько военных компьютеров. После, эти технологии перекочевали в академическую сферу, «сеть» стала включать больше машин по ходу развития РС. Появилась Мировая Паутина (WWW), но на тот момент несовершенная, ибо Web 1.0 строился на односторонней связи «сервер-клиент», а значит процесс Мировой паутины не был интегрирован «в людей-клиентов». В ходе своего развития, Мировая Паутина эволюционировала до двух-трех стороннего обмена информации, клиенты сами начали генерировать информацию для серверов. Интеграция «человека» в «интернет» продолжилась, однако все еще оставались «клиенты» и «серверы».

А потом пришел блокчейн, решая проблему централизации Мировой Паутины. Для блокчейна не нужны сервера, все клиенты, по факту стали в «серверами». Своей глобальной, технологической идеей, блокчейн вышел на процесс итоговой интеграции «человека» в «интернет». Но блокчейн в первичном виде остался примитивен, и неспособен решать глобальные задачи.

Блокчейн 1.0 дал рывок самим фактом своего существования, Блокчейн 2.0 дал применение технологии не только для платежей, а Блокчейн 3.0 как раз и пытается «внедрить» новый тип «Мировой паутины» для большинства. Будет решена масштабируемость – будет решено внедрение Блокчейна в замену «устаревших» взаимоотношений клиент-сервер. Это будет касаться не только электронных платежей, а вообще всего. После завершения экспериментов в Blockchain 3.0, «Мировая паутина» будем заменена на новую, улучшенную версию.

Нравится ли тебе быть в паутине? Которая, от появления WWW/HTML и до формирования Blockchain 3.0, эволюционировала так медленно и «естественно», что, наверное, мало кто и заметил. Разве не так работают «Окна Овертона?». Развивалась ли технология «Мировой паутины» стихийно, или ее развитие «направлялось» туда, куда это нужно?

Kitoboy 2.0